Петро Бурковський

Виконавчий директор Фонду "Демократичні ініціативи" імені Ілька Кучеріва

Аналітика
Перегляди: 1698
13 березня 2020
Read this article in English

Зеленский погружается в зону комфорта

Оригінал статті німецькою мовою -  Ukraine verstehen

Отставка #правительстватехнократов и выражение недоверия Генеральному прокурору освобождают Владимира Зеленского от необходимости считаться с реальностью

Прошло всего шесть недель с момента, когда президент Украины Владимир Зеленский на всю страну подтвердил свое доверие премьер-министру Алексею Гончаруку и дал его правительству шанс поработать.

На самом деле Зеленский выиграл время, чтобы дать своим доверенным лицам, новому главе Офиса Президента Андрею Ермаку и помощнику Сергею Шефиру, шанс подыскать замену не только премьер-министру, но и большинству членов правительства.

Кадровый состав нового кабинета министров, обстоятельства его формирования и включение Генерального прокурора Руслана Рябошапки в список кандидатов на вылет ярко показали кто, как и зачем принимает решение в команде Зеленского.

Предисловие к большой чистке

За полгода работы правительство Гончарука не совершило фатальных ошибок. Однако у него не было в запасе решений, которые принесли бы быстрые результаты, видимые и понятные для избирателя Зеленского.

Молодым технократам-хипстерам не удалось выполнить план таможенных поступлений в госбюджет, быстро погасить задолженность по зарплатам шахтерам на востоке и западе страны, и снизить тарифы на газ для населения.

Попытки принять законы о рынке земли и упрощении трудового законодательства, чтобы создать основу для роста экономики, встретили активное сопротивление даже в среде пропрезидентской партии «Слуга народа».

Решение о прозрачной приватизации крупных госпредприятий и отказ от мирового соглашения с бывшими акционерами Приватбанка  настроили против правительства двух крупнейших олигархов страны – Игоря Коломойского и Рината Ахметова.

Второй фронт против Кабмина открыл Виктор Медведчук – лидер пророссийской партии «Оппозиционная платформа – за жизнь». Его телеканалы развернули настоящую атаку на правительство. В режиме 24/7 они рассказывали украинцам, что «центр управления» правительства находитсяв руках американского миллиардера Джорджа Сороса и Госдепартамент США. А для всех прозападных министров и народных депутатов был придуман специальный унизительный термин – «соросята», то есть «дети Сороса» (слово которое на украинском и русском вызывает ассоциации с поросятами).

Новый Кабмин: части пазла

При всем влиянии и желании теневых фигур украинской политики, судьба правительства полностью зависела от Владимира Зеленского.

Однако он не был готов активно защищать правительство, сформированное под его собственную программу, и разделять с ними ответственность за сложные решения и даже ошибки. Правительство должно было стать источником хороших новостей и успехов, а не проблем для личного рейтинга Зеленского.

Возможно, последней каплей, переполнившей чашу терпения Зеленского, стала утечка тайно записанных рабочих совещаний премьер-министра. Члены правительства откровенно, хотя сдержанно и крайне корректно, отзывались о некомпетентности президента в вопросах экономики.

Отправляя в отставку правительство Гончарука, Зеленский одним выстрелом убивал двух зайцев. На технократов повесили ответственность за все провалы. А на их место поставили людей более опытных, но не способных принимать самостоятельные решения и готовых выполнять любые политические указания.

В частности, новым премьером назначили Дениса Шмыгаля, человека работавшего в органах власти при Януковиче и Порошенко, а также топ-менеджером в компании Рината Ахметова. На второй день после назначения он заявил о готовности возобновить подачу пресной воды в Крым. Ранее об этом заявляли депутаты, близкие к Андрею Ермаку – главе офиса президента и главному переговорщику с Россией. Даже если инициатива провалиться, камни полетят в премьера, а не президента.

Министерства обороны и ветеранов возглавили паркетные генералы, не обладающие авторитетом в вооруженных силах. Они сделали карьеру при Кучме и Януковиче, когда украинская армия была развалена и оказалась неспособной сопротивляться российскому вторжению в Крым и Донбасс.

Министерство внутренних дел осталось под контролем Арсена Авакова, несмотря на обвинения в протекции незаконного игорного бизнеса, парамилитарных националистических формирований и провалов с расследованиями громких убийств гражданских активистов и журналистов.

Кстати, в мае прошлого года Игоря Коломойский открыто назвал Авакова самым эффективным министром. 3 марта накануне утверждения нового правительства те же слова точь-в-точь повторил Зеленский.

Министерство здравоохранения отдали хорошему кардиохирургу. Однако во времена Януковича он в качестве министра сорвал поставки лекарств для больных ВИЧ и закрывал глаза на использование государственных клиник для проведения коммерческих операций. Теперь он открыто выступает за сворачивание реформы, начатой в 2016 году.

Тревожным звонком стала утечка информации о переговорах по кандидатурам министров энергетики и образования. Энергетику может возглавить ставленник Рината Ахметова, а куратором университетов и школ – человек Виктора Медведчука. Хотя эти решения не приняты, они завершают картину правительства, чуткого к интересам олигархов и невосприимчивого к любой критике, которая исходит не от президента.

Шоу должно продолжаться

Настоящим сюрпризом перезагрузки власти стало голосование о недоверии Генеральному прокурору Руслану Рябошапке.

Во-первых, инициаторы вотума о недоверии – депутаты «Слуги народа» открыто заявили о том, что это решение обусловлено нежеланием Генпрокурора привлечь к уголовной ответственности экс-президента Петра Порошенко. Зеленский обтекаемо одобрил своих подопечных: «Нет результатов (арестов) – не занимай место».

Однако офис Зеленского не прокомментировал другое публичное требование депутатов к любому новому Генпрокурору – возобновить расследование о возможной причастности сына Джо Байдена к коррупции в Украине и вмешательстве Порошенко в американские выборы на стороне Хиллари Клинтон. Не исключено, что в окружении Зеленского снова лоббируют опасный обмен услугами с Трампом.

Во-вторых, голосование о недоверии Рябошапке показало, что около 60 депутатов «Слуги народа» не согласны с кадровым решением коллег и президента. Чтобы достичь цели, президентской партии пришлось искать помощи у фракции Медведчука и бывших людей Януковича. Это означает, что даже если Генпрокурором станет действительно «100% свой парень», в его заместителях могут появиться люди, которые в прошлом уже использовали прокуратуру в целях обогащения и преследования врагов.

В-третьих, абсолютно лояльный Генпрокурор сможет инициировать преследование последнего относительно независимого главы правоохранительного органа – председателя Национального антикоррупционного бюро.

Если это произойдет, окружение Зеленского будет полностью контролировать поток чувствительной информации к президенту и гарантировать иммунитет каждому члену команды в обмен на верность. А внимание граждан будут отвлекать громкими делами и арестами оппонентов.

Если дела так пойдут дальше, это будет уже третья попытка подстроить страну под президента. Истории Кучмы, Януковича, а даже частично и Порошенко свидетельствуют, что такой пузырь комфорта для президента все равно лопнет быстро и неожиданно.

Останні новини з категорії Аналітика

Діти підземелля. Як на Сумщині проходить освітній процес

Головну увагу в підготовці до навчального року на Сумщині приділено безпеці учнів та всіх, хто задіяний у навчальному процесі. Сергій Ханін...
23 вересня 2024

Чинники впливу на схильність до патерналізму серед українського населення

Що найбільше впливає на патерналістичні настрої українців, на основі даних громадської думки дослідив магістр соціології Ярослав Резнік
17 вересня 2024

«Не пустимо Україну в ЄС». Нова диверсія Путіна у виконанні Угорщини і… Молдови?

Подробиці чергової російської диверсії у виконанні угорського міністра на території Молдови – у статті Маріанни Присяжнюк для «Главкома»
10 вересня 2024

Аналіз законопроєктів №10249, №10177, №5344-д, №10439

Висновки та рекомендації, подані у звіті, ґрунтуються на серії експертних інтерв’ю та репрезентативному опитуванні громадської думки.
10 вересня 2024